Шаг первый. Изучение предложений по аренде (или продаже) помещений, подходящих для бара.
Что искать? Идеальный вариант - первый этаж нежилого дома. Бар в подвале не только отпугнёт часть публики, но и надолго обеспечит Вас проблемами с канализацией и кондиционированием. Бар в пентхаусе возможен только в гостиницах и торговых центрах.
Что следует тщательно проверять так это то, чтобы не приобрести вместе с помещением и ворох проблем, которые могут потребовать и непредвиденных расходов и даже стать причиной закрытия бара?
· наличие и качество коммунальных услуг;
· сохранение за Вами, как за новым владельцем, остаточных прав;
· срок аренды должен быть достаточным, чтобы не только вернуть инвестиции, но и получить доход;
· доступность и безопасность подъезда и подхода;
· оценивая и выбирая размеры помещения, следует рассчитывать на успех и на то, что Вам понадобятся площади для реализации новых идей.
Шаг второй. Изучение торгового района для определения целевых групп.
Вы должны понять, кто Ваши потенциальные посетители.
Вам надо изучать жилые дома, машины стоящие у подъездов, наличие офисов и уровень компаний. Изучите людские потоки, протекающие мимо Вашего будущего бара утром и вечером. Оцените преобладающий возраст этих людей, как они одеваются. Посетите питейные заведения в этом районе, поймите, чем они выделяются и запоминаются, оцените заполняемость, уровень цен и сервиса.
Чем точнее Вы определитесь с целевой группой - её достатком, социальным статусом, кругом интересов и предпочтений, тем больше шансов, что и следующий Ваш шаг будет правильным.
Шаг третий. Разработка концепции бара.
Концепция может быть отражена в интерьере, ассортименте бара, музыке, униформе персонала, одним словом, - во всём. Идеально, когда даже название бара - концептуально.
Но на него ложится и дополнительная нагрузка - оно должна быть обращено к людям из целевой группы, и сообщать им, что это заведение для них, для их уровня достатка.
Знание этого уровня позволит Вам также спрогнозировать средний чек, а это, в свою очередь, позволит подобрать подходящий ассортимент, определить уровень цен и затраты на интерьер.
Очень важно спроектировать и отличия, проще сказать - "фишки". Главная задача при этом - по-хорошему удивить, спровоцировав желание рассказать об увиденном друзьям и знакомым.
Шаг четвёртый. Расчёт себестоимости и планирование движения денежных средств.
Все затраты на открытие бара и его функционирование делят на 3 группы: основные фонды, постоянные и переменные расходы предприятия.
Необходимо выделить средства на аренду (или выкуп) помещения, подвод недостающих коммуникаций, на ремонт и отделку помещений, строительство барной стойки, закупку мебели, оборудования и посуды.
Потребуются определённые средства на оформление разрешительной документации и для организации кампаний информационной поддержки.
Необходимо сделать запас алкоголя и продуктов на первые две недели работы и выделить средства для выплаты заработной платы.
Главная задача на стартовом этапе - минимизировать расходы, т.е. не делать никаких необоснованных затрат. Но и в дальнейшем необходимо стремиться минимизировать оборотные средства.
Шаг пятый. Запастись минимумом экономических знаний.
Эти знания помогут начинающему бизнесмену рассчитать точку безубыточности, процент рентабельности и наметить сроки окупаемости. Не уметь грамотно оценивать состояние своего бизнеса - верный путь к закрытию.
И наоборот, умение рассчитывать, контролировать и добиваться определённого уровня рентабельности, поможет Вам через некоторое время привлечь инвесторов, а это, как известно, оптимальный путь к расширению бизнеса и его подъёму на более высокий финансовый рынок.
Это одна из причин, по которой в программу Школы Бартендеров нами были включены экономические вопросы. Другая причина - необходимость вооружить этими знаниями менеджеров, которых к нам на обучение направляют владельцы баров. Они должны убедить владельцев в своей полезности для повышения рентабельности бизнеса (а заодно, что деньги на обучение были потрачены не зря). А доказать это можно только с помощью цифр (других аргументов бизнесмены обычно не понимают), сравнив рентабельность бара на начало своей деятельности и после.
Шаг шестой. Разработка оптимальных схем обслуживания и дисциплинарного контроля, ликвидирующих воровство.
Там, где эти схемы не проработаны до мельчайших деталей, или там, где нет постоянного контроля за их выполнением, масштабы воровства могут достигать 50% от выручки. Это тот случай, когда бармены почему-то продолжают работать, получая из Ваших рук зарплату в 5-6 тысяч рублей, а на самом деле они "зарабатывают" больше инвестора.
При этом следует напомнить, что самая распространённая причина закрытия - недостаточная прибыльность заведения.
Шаг седьмой. Разработка систем заработной платы и мотивации персонала.
Цель этих систем - формирование коллектива профессионалов, принявших Вашу систему ценностей. Перед тем как разрабатывать эти системы нужно:
· добиться максимально точного выполнения шестого пункта, т.е. ликвидировать самую популярную мотивацию - возможность воровать;
· помнить, что Ваш бизнес - самый человекоёмкий и, что немотивированный персонал запросто может распугать всю публику.
Шаг восьмой. Организация продаж.
Для этого существуют следующие возможности:
· необходимо проводить начальные и поддерживающие тренинги персонала, направленные на приобретение навыков скоростной работы и формирование умения предлагать и продавать;
· организовать работу барменов таким образом, чтобы исключить недолив и расчёт без предъявления чека;
· создать привлекательный ассортимент, учитывающий предпочтения Ваших посетителей;
· стимулировать продажи за счёт предложения алкогольных новинок, оригинальной подачи и введения в карту бара коктейлей new wave.
Шаг девятый. Делегирование полномочий.
При запуске бара владелец должен делать всю работу сам или, как минимум, принимать в ней участие: от организации складского учёта до разработки коктейльной карты. Начинать делегировать полномочия можно только после того, как был оптимизирован каждый бизнес-процесс. В этом случае Вы сразу заметите, где происходит сбой и поймёте его причину.
Естественно, какую-то часть работы, связанную с поддержанием жизнедеятельности бара и управлением Вы и в дальнейшем сохраните за собой, например:
· работу с поставщиками, лично добиваясь от них максимально выгодных условий поставок;
· разработку стратегии продвижения и организацию кампаний информационной поддержки;
· контроль экономических показателей.
Делегировать полномочия следует только подготовленному персоналу, способному сделать работу не хуже Вас. Продумайте мотивацию Вашего управленческого персонала. Процент от прибыли - идеальный инструмент для формирования мотивации хозяина. В этом случае Ваш управляющий менеджер будет биться вместе с Вами за каждый рубль прибыли.